Пирография или искусство выжигания. Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» Выжигание по дереву или «Пирография. Какие насадки лучше приобретать для «рисования»

Наряду с резьбой, точением и мозаикой в русском народном творчестве развивалась техника выжигания по дереву. Зачастую она дополняла указанные виды творчества, но не менее удачно выжигание по дереву солировало. Об истории пирографии, многочисленных видах техники, в числе которых обработка трением и горячим песком, а также о перечне необходимых материалов и инструментов – читайте далее.

Вы узнаете о первой русской матрешке с выжженным рисунком, о том, как модернизировал пирограф 15-летний мальчик и о том, на чем сегодня пробуют вырезать новички.

История пирографии

Первые изделия, указывающие на то, что люди занимались выжиганием множество сотен лет назад, датированы 700 г. до н.э., и найдены они в Перу. Логично предположить, что пирография должна была интенсивно развиваться в стране, богатой деревом. Потому русские мастера не могли не оставить след в истории пирографии. Еще в 9-ом веке народные умельцы декорировали деревянные украшения выжиганием. Начинали выжигать огнем, затем – раскаленными гвоздями, специально заточенными металлическими стержнями.

Настоящего расцвета выжигание по дереву достигло в Средние века, в Европе, к примеру, оно стало настоящим искусством, а не просто народным творчеством. Но в России его все же можно было назвать промыслом.

Матрешки Богатыри. Сергиев-Посад.

Русскую историю выжигания по дереву невозможно представить без производства в Сергиевом Посаде «красных» ложек и братинов, солонок, разных стаканов и ковшей. В конце позапрошлого столетия в московской мастерской «Детское воспитание» появилась первая матрешка, и все 8 фигурок которой были обрамлены выжиганием.

Увы, но пирография была трудоемкой техникой, а так как спрос на матрешки был впечатляющим, мастерам пришлось отказаться от выжигания в пользу росписи. Но деревянные шкатулки и ларцы продолжили украшаться пирографическими узорами.

Выжигательная машина с большим набором наконечников, газовые и электропечи, горелки и кочерги были главными инструментами пирографов, пока в 20 веке не появился пирографический прибор с конструкцией паяльника. И это был настоящий прорыв, хотя техника была громоздкой и не самой безопасной. В 1962 году сын британского токаря Рой Чайлд задумал модернизировать пирограф. Он усовершенствовал выжигающую часть прибора, и все недостатки массивной техники фактически свел к нулю. Пирографы с раскаленной проволокой и пирографы с твердым наконечником используются и по сей день. Отрасль творчества продолжается развиваться и становится все более доступной, и для детского обучения в том числе.

Виды техники

Видов выжигания по дереву не так мало, и каждый имеет своих почитателей. Обычно мастер пробует одну технологию, а в ходе работы возникает интерес к новому опыту – так пирография становится большим увлечением, а, может быть, и работой.

Выжигание открытым пламенем

Открытым огнем пирографист равномерно обжигает поверхность работы – так он получает нужный фон. Обычно эту процедуру проводят с паяльной лампой. После такого действия на поверхности появляются желтые с коричневым оттенком полосы. На закопченной древесине ярче проступают контуры рисунка. Обжигание – процесс осторожный, пламя горелки должно едва затрагивать древесину.

Как происходит обжигание пламенем, можно посмотреть в видео-ролике.

У этого вида пирографии древние корни: когда-то умельцы обрабатывали дерево дымом. Сначала стамеской вырезался узор, потом чадящее пламя проходило по наклоненной поверхности дерева с равномерным ее закрашиванием. Так фон темнеет, и на нем образуется светлый узор.

Обработка горячим песком


Обожженное дерево

А этот способ задействуют для легкого окрашивания светлой древесины. Так ее оттенок становился более теплым. Мастер насыпает чистый песок в емкость, после чего нагревает его. Далее в нагретый песок переносят деревянное изделие, и оно меняет тон. Мастеру остается «выкопать» изделие из песка и посмотреть, дошел ли тон до нужного оттенка.

Солнечным лучом

Работа возможна в солнечную погоду. Берется фанера либо деревянная доска. Выжигательную линзу нужно расположить так, чтобы лучи солнца сфокусировались на поверхности доски. Линзу нужно двигать так, чтобы яркое пятнышко «ходило» по поверхности, оставляя след в виде выжженных линий. Не стоит ожидать от этой технологии тех же результатов, что от традиционной пирографии, но творческий опыт будет определенно интересным.

Трением

Есть мастера, которые любят заниматься декором изделия, буквально не отходя от токарного станка. В данном случае используется сила трения. Изготовленное изделие (но еще находящееся на шпинделе), будет основой, к которой прикладывают фрагмент дерева твердой породы. Верхний слой от самого трения обугливается, на нем появляется коричневая полоска.

Газовым резаком

Бутановый резак может дать хороший результат в выжигании, но такой пирографический способ трудно контролировать. Это эффективная работа, если вы собираетесь выжигать абстрактные фигуры. Также газовый резак можете взять в качестве прибора для заполнения фона либо, например, обжигания краев. Применяется в декорировании коробок, вывесок, рамок и сувенирных тарелок. Посоревноваться с ним может выжигание струной или нихромовым резаком.

Каллиграфия

Пирографическая каллиграфия – изящная и тонкая работа. Ее активно используют для оформления вывесок, плакатов, различных названий. Надписи мастер выписывает писчим пером, а также особыми каллиграфическими перьями. Это современное выжигание, ведь заданный текст набирается в текстовом редакторе, подбирается подходящий шрифт и кегль, текст распечатывается и переносится на проект.

Рельефная резьба

Пирография – отличный способ украсить предметы, что вырезают рельефно либо по кругу. Рельеф придает работе большей реалистичности. А так как в проф-наборах часто имеется косое перо, это удачный способ попробовать свои силы в выжигании мелкого рельефа. Если сильно нагреть острое прочное косое перо, оно станет комфортным инструментом для резки по дереву.

Материалы и инструменты

Подходящий холст для работы пирографиста – дощечки из мягких пород дерева (сосна, клен, липа, ясень, береза). Поверхность должна быть гладкой и ровной.

Что же до инструментов, то главным из них является пирограф.

Пирограф состоит из:

  • контрольно-управляющего модуля – это устройство управляет мощностью выжигателя;
  • рукоятки с пером – это и есть инструмент, который находится в руке мастера.

Есть модели, в которых обе части соединены, но они не могут похвастаться высокой мощностью и надежностью. Современные пирографы могут быть двух типов: с твердым пером и с проволочным пером. Но принцип их работы фактически идентичен, приборы работают только от электросети.

Пирографы оснащены набором насадок. Их можно сравнить с кистями художника. Приборы с проволочным пером имеют насадки, различимые по толщине наконечника. А пирографы с твердым пером имеют не только наконечники разных диаметров, но и насадки различных форм.

Наконечники бывают клиновидными, игловидными, коническими. А еще в арсенале мастера будут латунные печатки, оставляющие разного рода орнаменты и узоры на изделии.

Выжигание по дереву для детей

Опыт выжигания на дереве для ребенка – интересный, творческий и технически направленный труд. Но он требует неукоснительного соблюдения техники безопасности, контроля со стороны взрослых. Сам взрослый сначала показывает юному ученику, как на ровной и гладкой дощечке с помощью трафарета или эскиза, перенесенного через копировальную бумагу, получается красивая картинка.

В выжигании по дереву для детей есть строгие правила:

  • работать можно исключительно с сухой древесиной;
  • после того, как изображение перенесено на основу, сначала следует сделать точки, а уже потом соединить их по линиям;
  • если линия предполагается тонкая, прибор нужно передвинуть очень быстро;
  • работа всегда начинается с внешнего края, а потом автор медленно переходит к центру;
  • перед тем, как нанести новый штрих, соседний должен остыть;
  • когда поделка готова, имеет смысл пройтись по ней наждачной бумагой;
  • чтобы пирографическая картина выглядела изящнее, можно покрыть ее воском.

Приборы для выжигания продаются в магазинах творчества и детских супермаркетах. Проверьте перед покупкой, оснащен ли пирограф специальными элементами, которые защитят ребенка от ожогов. Обязательно в комплекте должна быть ручка-подставка и защита для рабочей зоны.

Очень удобно, что современные детские пирографы производители комплектуют эскизами и схемами, которые как раз подходят для начинающих творцов.

Скорее всего, начинающий пирографист устремляется в магазин товаров для творчества, чтобы выбрать подходящий и понятный в эксплуатации прибор.

  • Новичкам стоит обратить внимание на Qiddycome, Biltema, а также Weller, Stayer. Они оснащены фигурными насадками, а также тугоплавкими наконечниками.
  • Отдавайте предпочтение технике, в комплектации которой есть запасная игла.
  • Немаловажна и функциональность модели. Есть универсальные приборы, которые могут выжигать не только по дереву, но и по ткани.
  • Когда возникнет необходимость в приобретение более профессиональной техники, вам понадобятся корпусные штифты. А к ним придется купить и термокаустер с газовой горелкой.

Если не знаете, с чего начать и каким именно будет пирографическое изделие, присмотритесь к такому направлению, как выжигание на спиле дерева. Это очень красивые и лаконичные работы, которые пользуются немалым спросом и отлично декорируют современный интерьер. И для новичка это будет отличным началом, которое не заставляет ждать результатов.

Еще одна благодатная область творческого самовыражения – выжигание струной по дереву. Струна – это нихромовый резак, который помогает выводить изящные узоры. Это более сложное творчество, и требует определенного опыта. На видео показано, как выполнять данный вид выжигания.

А если хотите делать нечто уникальное, можно вспомнить уже подзабытое узкое направление, которое называется выжиганием по гитаре. Гриф на узорном пирографическом фоне выглядит шикарно, да и работа позволяет реализовать себя в редкой области.

Чем было продиктовано возникновение интереса к выжиганию много столетий назад, могут предполагать историки. А вот современный виток популярности пирографии можно объяснить запросом на ручное творчество, на декоративные вещи, которые хранят тепло рук мастера, а не почерк заводского конвейера. Мастерк-классы из интернета, привлекательные аккаунты пирографистов в соцсетях будут толчком к самостоятельным пробам. Быть может, увлечение перерастет в нечто большее. Удачного опыта!

Вконтакте

Выжигание (пирография) - художественная обработка древесины

На чем лучше выжигать

Основным материалом для выжигания является дерево во всех видах его переработки: доски, бруски, фанера, древесностружечная плита (ДСП). Доски и бруски лучше выбирать хорошо просушенные, выпиленные из центральной части ствола, поскольку такой материал меньше коробится. Немаловажное значение имеют такие природные свойства древесины, как текстура, цвет и блеск.

Для художественного выжигания больше подходят породы лиственных мелкососудистых деревьев, не имеющих ярко выраженных годичных колец и не дающих ясной текстуры. К таким породам относятся липа, осина, клен, ольха и отчасти береза. Лучше всего, если материал заготовки имеет светлую древесину без блеска. Поверхность должна быть гладкой, матовой. Если на продольных разрезах встречаются блестящие участки, то их блики будут мешать восприятию.

Как подготовить материал к работе

Итак, вы подобрали подходящий материал, придали ему нужную вам форму. Поверхность теперь необходимо тщательно подготовить: отшлифовать сначала среднезернистой шлифовальной бумагой, а потом мелкозернистой. Крупнозернистая бумага оставляет глубокие царапины на древесине. Их потом очень трудно убрать. При шлифовке фанеры или доски не забудьте отшлифовать и торцовые стороны.

Для начала выберите несложный рисунок. Если он не соответствует размеру вашей заготовки, его можно увеличить или уменьшить. Те, кто не умеет рисовать, могут воспользоваться размерной сеткой.

Предлагаем такой способ перевода рисунка на заготовку. Положите рисунок на материал точно по центру и накройте сверху прозрачной калькой. Если рисунок очень темный и плохо виден сквозь кальку, ее следует промазать с двух сторон подсолнечным или машинным маслом с помощью тампона. Не забудьте потом промасленную кальку насухо протереть с двух сторон чистой сухой тряпочкой. Подготовленную кальку и рисунок закрепите на поверхности материала двумя кнопками с одной стороны рисунка.

Приподняв рисунок вместе с калькой, осторожно вложите между рисунком и материалом копировальную бумагу и закрепите весь пакет кнопками по углам.

Теперь хорошо заточенным, твердым карандашом обведите рисунок. Прямые линии проводите по линейке, окружности делайте циркулем.

Копировальную бумагу лучше применять черную и старую, многократно использованную, чтобы не запачкать материал, который вы только что так тщательно отшлифовали.

Приступаем к выжиганию

Условно способы выжигания можно разделить на три основных вида: контурное, силуэтное и живописное или художественное.

Отличаются они друг от друга в основном техникой исполнения.

Контурное выжигание по дереву
увеличить

Контурное выжигание. Этот вид выжигания используют многие начинающие. Он относительно прост и напоминает работу карандашом при выполнении контурного рисунка на бумаге. Однако эта легкость только кажущаяся. Обратите особое внимание на правильное рабочее положение руки Рука не должна быть скованной и обязательно должна иметь точку опоры. Контурное выжигание выполняется, как правило, кончиком иглы. При выжигании контуром избегайте появления точек, которые получаются при остановке иглы или замедлении ее движения. Необходимо учитывать и текстуру древесины. Плотные слои древесины труднее поддаются выжиганию. Наоборот, рыхлые легко прожигаются на глубину. Линии надо стараться проводить одинаково ровные по ширине и глубине. Работать следует не очень раскаленной иглой, для этого надо уменьшить до предела напряжение тока, идущего к игле от трансформатора. Помните, что при выжигании нельзя нажимать на иглу. Нужно только слегка касаться поверхности древесины; двигать иглу следует плавно и равномерно.

Нежелательные точки чаще всего появляются в начале или конце линии, когда вы ставите иглу на поверхность древесины, а потом начинаете движение иглой, или в момент, когда закончили отрезок и остановились, хотя бы на долю секунды. Чтобы их избежать, не ставьте иглу на материал перпендикулярно.

Старайтесь, чтобы движение иглы шло по касательной. Повторив это движение многократно с выключенным прибором, научитесь плавно опускать и отрывать иглу от поверхности древесины.

Контурным выжиганием удобно делать надписи. В работе с орнаментом можно использовать этот прием в качестве штриховки.

Другой важный прием силуэтного выжигания - «отжог». На рисунке 8 показан фрагмент орнамента, который надо затонировать. Вы можете не обводить контур рисунка, используя технику контурного выжигания, а сразу же начинать силуэтное выжигание, только соблюдайте некоторые правила. Держа иглу подошвой вниз и чуть-чуть наклонив ее вперед, кончиком иглы и маленьким участком ее подошвы начинайте плавное движение вдоль линии рисунка. Двигаясь вдоль внутренней стороны рисунка, осторожно поворачивайте орнамент по кругу, оставляя руку с иглой в одном и том же рабочем положении. Кончик иглы должен все время касаться края линии рисунка. Постепенно поворачивая орнамент, замкните выжженный широкой линией контур. Внутреннюю часть его теперь можно легко выжечь темным «гладким штрихом», ведя иглу вдоль волокон древесины. В этом случае вы в начале работы как бы отожгли от края полоску и одновременно четко обозначили сам контур рисунка. Отсюда и название этого приема «отжог».

Используется отжог при росписях сидений и спинок стульев, столешниц столов и другой мебели, различных разделочных досок, кухонных наборов, орнамента на полу и т. д.

Живописное, или художественное, выжигание. Технические приемы этого вида выжигания в основе своей базируются на приемах контурного и больше всего силуэтного выжигания. Однако ограничиться только приобретенными навыками недостаточно. Начинать работу по художественному выжиганию целесообразнее всего с изображения геометрических тел самой простой формы: цилиндра, шара, конуса и т. п. Эта работа познакомит вас с такими важными понятиями, как свет и тень. Различное количество света, отражаемого поверхностями формы, составляет понятие тона. Чем четче разграничение светотени на поверхностях предмета, тем яснее выявляется его объемная форма. При выполнении художественного выжигания нужно на время забыть о том, что форма имеет контуры. Ведь контур всего-навсего та линия, которая определяет границы формы. Задача художественного выжигания в том, чтобы передать не линию, а объемную форму, которую необходимо построить в воображаемом пространстве. Вначале выделите самую темную тень. Затем постепенно переходите к полутонам. Закончив эту часть работы, вы дойдете до самых светлых мест.

Очень важно проработать и фон, так как он играет роль пространства, в котором находятся предметы.

При художественном выжигании надо показать, что одни предметы находятся ближе (на переднем плане), а другие - несколько в глубине и что между этими предметами находится свободное пространство. При этом необходимо передать тоном не только объемную форму, но также различный «цвет» и материал предметов. Передача цвета при выжигании будет заключаться в том, чтобы передать его густоту, делая одни предметы темнее, а другие светлее. Материал изображаемых предметов передается за счет разнообразной техники штриха, различных приемов тушевки.

Чтобы хорошо владеть всеми приемами художественного выжигания, надо быть хорошим рисовальщиком. А поэтому советуем начинающим выжигальщикам как можно больше рисовать. Занятия рисованием (особенно карандашом) помогут вам стать наблюдательнее, расширять ваш кругозор и фантазию.

Кое-что о правилах работы

1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались.
2. Не работайте электровыжигатель-ным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30-40 минут делайте перерывы и проветривайте помещение.
3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на материал слева.
4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше. 5. При работе берегите поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложите чистый лист бумаги.

С.Н. Петров, рисунки С. Завалова
журнал "ЮТ для умелы


Пирография (буквально - «рисунок огнем ») - особый вид техники декоративно-прикладного искусства. Может использоваться как при оформлении предметов, так и при выполнении графических изображений. В качестве основы для такого декора могут быть использованы самые разные материалы - фанера, картон, древесина, фетр, кожа, ткань. Поскольку чаще всего мастера выполняют рисунки на древесине, пирография больше известна, как выжигание по дереву.

Разновидности пирографии

В зависимости от манеры выполнения рисунка различают несколько видов выжигания по дереву.

. Выжигание по контурам . Это самая простая разновидность. Готовый рисунок представляет собой выжженный контур.
. Силуэтное выжигание . Фигуры людей и животных, а также элементы узоров и орнаментов выжигаются сплошным объемом.
. Декоративное выжигание . Изображения, выполненные в этой технике, отличаются сочностью контуров и теней.
. Выжигание со светотенью . Это наиболее сложная в исполнении разновидность.

История пирографии

Реализовать свой творческий потенциал человек стремился всегда. Одним же из самых доступных для обработки материалов всегда была древесина. В настоящее время существует огромное количество художественных ремесел, связанных с его обработкой. Выжигание по дереву занимает среди них особое место. Заниматься изготовлением таких изделий люди начали достаточно давно.

Самые первые предметы, декорированные подобным образом, были обнаружены в Перу. Датируются они 700 годом до н.э. Первоначально изображение наносилось на предмет с помощью огня. Позднее начали применять разогретые металлические стержни и гвозди, заточенные определенным образом. В XVII веке пирография становится очень распространенным в Европе промыслом. Первоначально мастерами декорировались предметы бытового назначения. Позднее, таким образом начали украшать и мебель. Орнаменты при этом использовались традиционные, точно такие же, как при изготовлении предметов из серебра и отделки одежды.

Значительно повышается профессионализм пиромастеров в XIX веке. Однако и в этот период данная техника декорирования изделия все еще остается по большей мере домашним хобби и не имеет коммерческого значения. Причиной этого являлось отсутствие специальных инструментов, которые позволили бы быстро выполнять работу. Типичный инструментарий мастера того времени включал в себя жаровню с отверстиями, переносной горшок и кочерга. На кочергу надевался специальный наконечник, и его вставляли в жаровню через специальное отверстие. У каждого мастера был целый набор наконечников разнообразных форм. Рукоятка кочерги покрывалась асбестом для того, чтобы предотвратить возможные ожоги. Позднее, помимо кочерги, начали использовать специальные трубки, по которым подавался газ.

Первый пирографический инструмент, конструкция которого напоминала паяльник, появился лишь в XX веке. Его изобретение стало поворотом в искусстве выжигания по дереву. Несмотря на свои довольно значительные габариты, этот прибор до сих пор используется в работе некоторыми пиромастерами. Они считают его достаточно удобным даже несмотря на то, что при длительном использовании его ручка сильно нагревается.

В 1962 году пирографический прибор усовершенствовал Рой Чайльд. Промышленный выпуск таких инструментов для выжигания был налажен в 1973 году; изображение стало наноситься на древесину раскаленной проволокой. В настоящее время инструмент для пирографии представляет собой еще более совершенный прибор. Проволочный наконечник имеет особую форму и держится в держателях из нержавеющей стали, что позволяет минимизировать нагревание ручки.

В 1975 г. в массовое производство был запущен прибор с жестким наконечником. Он отличается меньшей универсальностью, но стоит дешевле. Этим и объясняется его популярность у современных мастеров. Очень часто и этот, и описанный выше приборы используются в работе одновременно.

Пирография в России

В нашей стране пирография как один из видов ремесла появилась в IX веке. Уже в этом столетии древесина широко использовалась для изготовления разного рода декоративных изделий. При выполнении декора мастера учитывали особенности текстуры древесины, стараясь подчеркнуть ее красоту. Выжигание всегда занимало особое место среди декоративных ремесел. Декор, выполняемый таким образом был глубоко связан с традициями народного творчества.

Пирография во все времена развивалась параллельно с такими видами ДПИ, как точение, резьбы, мозаика, живопись по дереву, зачастую дополняя эти произведения искусства, а иногда выступая в качестве самостоятельного творческого объекта. В старину в России для нанесения рисунков использовали специальные металлические стержни, концы которых раскаляли докрасна. Иногда изображение наносили также при помощи специальных металлических клейм с выгравированными на них по мотивам народной резьбы рельефами. В наше время пиромастера используют специальный прибор, состоящий из ручки со штифтом и понижающего трансформатора. Наконечник таких приборов выполняется обычно из нихромовой проволоки.


Тонкая раскаленная игла пирографа медленно скользит по деревянной дощечке, оставляя на ее гладкой, отполированной поверхности горячий шрам, коричневый отпечаток огня. На секундочку замирает, и вновь продолжает свой путь, ведомая твердой рукой опытного мастера вдоль заранее нарисованных этой же рукой карандашных контуров. Отметина за отметиной, штрих за штрихом, вскоре дощечка сплошь покроется метками, выжженными раскаленной иглой. И как по волшебству превратится в удивительную картину с изображением животного, птицы или растения. Имя волшебницы - Джули Бендер (Julie Bender) , она американская художница и виртуозный мастер пирографии, иными словами, выжигания по дереву.


Художник по образованию, Джули Бендер окончила колледж еще в 1980 году, но тем не менее, лишь в 2002 году нашла свое истинное призвание, попробовав свои силы в пирографии. Купив у старьевщика свой первый пирограф, она сделала свою первую "огненную" картину, и с удивлением обнаружила, что для первого раза получилось очень здорово. Так начался процесс самообучения и самосовершенствования художницы в искусстве пирографии, который, к слову, продолжается и по сегодняшний день, несмотря на солидный опыт, славу, признание и целую коллекцию потрясающих картин, выжженных тонкой иглой на дереве и акварельной бумаге.







Конечно, качество инструмента тоже немало значит. Благо, современные пирографы уже не выглядят как мини-паяльники, а представляют собой устройства, больше похожие на машинки для татуировок. Да сменные насадки можно раздобыть со сверхтонкими кончиками, чтобы максимально точно очерчивать контуры, корректировать тени и полутона, подчеркивать мельчайшие детали изображения. Работать таким инструментом одно удовольствие, главное, чтобы терпения и усидчивости хватало, но Джули Бендер утверждает, что ей крупно повезло заполучить необходимые качества по наследству, и она может самозабвенно наслаждаться любимым хобби, которое превратилось в не менее любимую работу. Художница много гуляет на свежем воздухе, запасаясь вдохновением, ведь выжигает она преимущественно анималистичные картины, где все внимание приковано к лошадям и собакам, овечкам и зебрам, различным птицам и грызунам, которые живут своей жизнью в двухмерном "огненном" мире, созданном благодаря искусству пирографии.





Художница много сотен часов проводит за работой над картинами, поскольку считает, что только тот, кто достойно и качественно работает, имеет право на достойную и качественную жизнь. Трудолюбие и усердие, а также талант и долгие годы его оттачивания помогли Джули Бендер к 52 годам выработать индивидуальный стиль "горячей живописи" пирографом, уникальный и неповторимый, а главное - узнаваемый. Ее креативный подход и невероятно красивая работа высоко ценится поклонниками оригинальных произведений искусства. Они готовы платить за картины размером с тетрадный баснословные суммы, до 4 тыс.долларов. Увидеть эти работы можно на сайте Джули Бендер (Julie Bender) , а видео покажет, как она это делает:

Выжигание - самый древний традиционный способ декориро-вания изделий из древесины и древесных материалов. Истоки искусства выжигания достигают тех далеких времен, когда че-ловек сумел сделать из металла первые примитивные орудия и инструменты и заметил, что прикосновение раскаленного в огне металла может оставить на древесине заметный след в виде тем-ного обугленного места: точки, пятна или линии.

Техникой выжигания в древности украшали детали архитек-туры, орудия труда, транспортные средства, бытовые изделия и т.п. (рис. 137).

Техника выжигания была несложной: орнамент наносили на поверхность раскаленным железным писаком (теперь для отдел-ки используют электровыжигатели). Основными орнаменталь-ными мотивами были разнообразные сочетания преимуществен-но прямых линий, из которых образовывались ромбы, квадраты, кресты, ломаные и волнистые линии (рис. 138, а ). Впоследствии начали выжигать элементы растительного орнамента в виде де-ревьев, цветов, листьев и т. п. (рис. 138, б ).

В настоящее время широкое распространение получили две техники выжигания на древесных материалах - пирография и пиротипия .

Дословно слово «пирография» обозначает рисование огнем (в переводе с греч. языка пир - огонь, графо - писать, рисовать).

В школьных мастерских выжигание рисунков техникой пи-рографии выполняют электрическим прибором для выжигания, который называется выжигателем (рис. 139). Он состоит из корпуса 1 , соединительных проводов 2 , нагревательного нако-нечника (пера) 4 , закрепленного в пластмассовой ручке 3 . Регулирование температуры наконечника осуществляют ручкой регулятора выжигателя 5 .

Перо выжигателя изготавливают из специального сплава, ко-торый при прохождении по нему электрического тока накаляет-ся. В комплекте выжигателя должен быть набор переменных на-конечников для выжигания широкого диапазона орнаментов и рисунков (рис. 140).

Кроме проволочных выжигате-лей, при массовом производстве одинаковых изделий широко ис-пользуют стержневые выжигатели (рис. 141, а ). Они имеют набор пере-менных штампов (стержневых наса-док, рис. 141, б ), с помощью кото-рых можно выжигать разнообразные орнаменты (рис. 141, в ).

Выжигать можно на любой сухой древесной поверхности. Однако для тренировки целесообразнее использовать древесину и древесные материалы из березы, осины, ольхи, тополя, липы и явора. Древесина этих пород имеет светлую однородную структу-ру, потому места выжигания быстро и равномерно обугливают-ся, а рисунок приобретает четкость и выразительность.

Рис. 142. Фиксирование рисунка с помощью кнопок

Прежде чем выжигать рисунок, поверхность изделия тщатель-ным образом шлифуют. Затем на подготовленную поверхность переносят рисунок для выжигания. Наиболее распространенным является способ перенесения изображения с помощью копиро-вальной бумаги. Для этого копировальную бумагу кладут на под-готовленную поверхность блестящей стороной. Сверху размеща-ют рисунок, прижимая его рукой или фиксируя с помощью кнопок (рис. 142). Лучше всего использо-вать для фиксирования кнопки с пластмассовыми ручками.

Для перенесения рисунка все линии аккуратно обводят каранда-шом или шариковой ручкой. Чтобы не портить оригинал рисун-ка, его следует отксерокопировать и для работы пользоваться ксерокопией. При отсутствии ксерок-са рисунок с оригинала следует перенести на кальку, а потом - с помощью копировальной бумаги - на заготовку. Калька - это прозрачная бумага, которая накладывается на рисунок или дру-гое графическое изображение для точного его копирования.

Большое количество одинаковых изображений наносят на заго-товку с помощью заранее подготовленных трафаретов. Выбранный для отделки изделия трафарет закрепляют на заготовке также с помощью кнопок. Потом остро заточенным карандашом аккуратно обводят контуры всех его элементов (рис. 143). При этом необходи-мо следить, чтобы перепонки трафарета не сломались.


Рис. 143. Размечание по трафарету: а – трафарет; б – изображение контуров на заготовке; в – выжженное изображение

Рабочая поза при выжигании должна быть удобной для рабо-ты, а руки - свободно расположенными на столе. Детали изде-лия кладут под наклоном к столу, чтобы рабочая поверхность была размещена под прямым углом к лучу зрения. Расстояние от поверхности выжигания до глаз должно составлять 30...35 см (рис. 144). При выжигании быстро устают глаза, поэтому каж-дые 10...15 мин следует делать небольшие перерывы.

Для выжигания прибор включают в электросеть. Выжигание начинают после нагревания пера до темно-красного цвета. Нагревание пера регулируют ручкой регулятора от положения М (меньше) к положению Б (больше).

Ручку с нагретым пером берут в правую руку, как карандаш. При выжигании кривых линий и точек ручку выжигателя с пе-ром держат перпендикулярно к поверхности выжигания, а при выжигании прямых линий - так, как карандаш при рисовании. При выжигании нужно сидеть прямо, правая рука должна устой-чиво и надежно лежать на столе (рис. 145).

Для образования изображений применяют несколько способов выжигания (рис. 146).

Самым простым способом является выжигание точками (рис. 146, а ). Точки образуются благодаря легким прикосновени-ям пера к заготовке. Необходимо следить за их размерами и рас-стоянием между ними. Если выжечь точки на близком расстоя-нии одна от другой, образуются линии , которыми обводят контуры рисунка. Для выжигания прямых линий используют также прием образования штрихов за счет медленных коротких движений пера по контуру рисунка (рис. 146, б ).

Рисунок 146, в выполнен сочетанием первых двух способов выжигания. Такой способ называют комбинированным .

Меняя перо на более толстое и тонкое, двигая его медленнее или быстрее, можно получить линии разной ширины и глуби-ны. Изменяя наклон пера, можно добиться глубоко насыщен-ных (более темных) и едва заметных штрихов. Контурные ли-нии могут иметь одинаковую толщину (рис. 147, а ). Но более сложные и выразительные изображения образуют из линий, имеющих разную толщину (рис. 147, б ).

При выполнении сложного изображения с большим количе-ством мелких элементов, расположенных очень близко, нельзя выжигать одновременно штрихи рисунка, которые находятся рядом. Прежде чем выжечь новый штрих, следует дать остыть соседнему, чтобы не пережечь перепонку между ними.

Если нужно затенить сравнительно большой участок, сначала выжигают контур, а затем рисунок внутри него выполняют широкой стороной пера. При обработке поверхности можно поль-зоваться разными приемами: нанести вертикальные широкие линии и штрихи, точки различной величины, широкие горизон-тальные линии, соединить разные приемы и т.п.

Слово «пиротипия» обозначает огненный оттиск (в переводе с греч. языка пир - огонь, типос - оттиск, отпечаток). Эта тех-ника термического декорирования дает возможность украшать изделия из древесных материалов выразительными орнамен-тальными узорами. Для их создания используют специальные стержневые насадки (рис. 148).


Рис. 148. Стержневые насадки: а – штампы; б – накатки

Температуру нагревания рабочей части штампов и накаток определяют опытным путем на пробной дощечке. Для этого вы-жигатель со штампом ставят перпендику-лярно к поверхности заготовки. Слегка прижимая и покачивая выжигатель, мож-но получить необходимую расцветку ри-сунка. Если штамп круглый, то делают выжигателем круговые движения. Для до-стижения приличного результата перед началом выжигания следует выполнить тренировочные упражнения на куске фа-неры или древесины.

Способ пиротипии чаще всего исполь-зуют при изготовлении большого количе-ства одинаковых изделий.

Сочетание пиротипии и пирографии дает возможность уско-рить выполнение отделки изделий. Чаще всего пиротипией об-разуют пояса и рамки, а изображения в центре выполняют с помощью приемов пирографии (рис. 150).

Закончив выжигание рисунка, украшенную поверхность тща-тельным образом зачищают мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Шлифование следует производить с помощью шлиф-ка, очень осторожно, чтобы не повредить мелких штрихов и ли-ний и не скруглить граней выступов.

Пирографию также сочетают с обычным раскрашиванием (рис. 151). Раскрашивание подчеркивает выжженный рисунок, придает контурному изображению яркость и изысканность.

Развитие компьютерных технологий дает возможность ис-пользовать для отделки изделий выжиганием современные до-стижения техники. Самой известной является лазерная техноло-гия, при которой изображение образуется в результате выжигания тепловым лучом - лазером (рис. 152).

Для выполнения работ небольших объемов с мелкими заго-товками используют настольные лазерные аппараты (рис. 153). Они имеют относительно малые размеры, оборудованы неболь-шим рабочим столом для крепления заготовок (400х400 мм) и питаются от обычной электросети напряжением 220 В.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • художественное выжигание технология
  • штамп выжигатель
  • проект по технологии выжигание по дереву орден в о в
  • лазер для выжигания по дереву
  • морфологический анализ по выжигания по дереву по технологии